О нас
Российская Сеть Рек
Координационный центр
Участники
Стратегия
Новости
Деятельность
Акции и кампании
Конференции/семинары
Проекты
Экорейтинг
Полезная информация
Публикации
Интересные разработки
Водное законодат-во
Ссылки
Фотогалерея
Портреты рек
Вливайся!

 

Другие статьи в этом разделе:

И.П.Глазырина,
доктор экономических наук,
зав. лабораторией эколого-экономических исследований ИПРЭК СО РАН,
зав. кафедрой ЧитГУ

Куда потечет Аргунь?

Сюй Линцзы
Вода уже стала самым важным ограничительным элементом продолжительного развития человека в Китае

Елена Колпакова
Пятый форум «Плотины и Развитие» в Найроби (Кения)

Беседа (февраль 2006 г.) Ольги Подосеновой
с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Рустэмом Хамитовым

Крещенская вода
Отец Игорь О Великой Агиасме — Святыне,
как называется Крещенская вода,
рассказывает Игорь Пчелинцев,
пресс-секретарь Нижегородской епархии:

– Название воды связано с праздником крещения Господня. Господь Иисус Христос перед общественной проповедью на реке Иордан принял водное крещение от Иоанна Крестителя. Происходил святой обряд так: люди приходили к Иоанну, исповедывались в своих грехах, и он их омывал в воде Иордана. Это было знаком отпущения грехов. Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное крещение. В этот момент по Евангелию открылись небеса, и в виде голубя на Иисуса Христа сошел святой дух, что было засвидетельствовано Иоанном Крестителем.

Этот праздник еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Святая Троица явилась на Иордан. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия, и три года проповедует, заканчивая свой путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.

Освящение воды в праздник Крещения пошло от обычая иерусалимской церкви, где до сих пор иерусалимский патриарх, верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан, где совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины обычай перешел во все православные церкви.

– С какого числа, с какого времени вода считается освященной?

Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто. Накануне Крещения, в Крещенский сочельник совершается литургия и освящение воды. Это первое освящение. Так получилось исторически, что освящают воду два раза: первый раз - накануне Крещения в храме. Потом по обычаю - в основном, наверное, русскому - шли освящать живую воду - источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.

В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду – с этой минуты она становится святой.

Сельский
священник Антоний Волков освящает ветлужскую воду (фото М. Волковой)

– Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной воды?

– Освящение воды – это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Мы сейчас говорим о явлении, которое материалистическое сознание подвергает сомнению – о наличии темных сил - демонов, бесов. Причем мы говорим о персофиницированных силах, а не о каком-то абстрактном мировом зле. Так вот эти силы боятся святыни в любом виде. А святая вода помогает изгнанию демонов, потому что ею легко можно окропить и людей, и жилище свое снаружи и изнутри. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы.

– То есть эта вода используется как некое оружие?

– Да, но это духовное оружие, причем в нем действует Благодать Божия. Здесь важна не материальная субстанция воды, а ее благодатная духовная сила. В церкви не было исследований физических свойств крещенской или просто святой воды, поэтому я об этом ничего не могу сказать.

– Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду?

– Воду нужно брать в храме: после службы. Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак.

Особенность Богослужения этого праздника составляет великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан. Пойдите в храм, потом в те места, где священнослужители с молитвенным песнопением освящают воду. У нас много святых источников. В течение многих лет из ближайших храмов выходят на источники и освящают их в Печорах, у Строгановской церкви, в Козловке, Сартаково, в районе Дубравной.

Есть очень знаменитые источники, которые столетиями считаются в народе священными, и на которых постоянно совершается молитва: в Вадском районе 12 таких источников, множество источников, связанных с именем батюшки Серафима Саровского, расположены вокруг и в самом Дивеево. Есть и другие места.

В нашем городе 40 действующих храмов и 3 монастыря. В каждом будет совершаться водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше - хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях. У верующих людей есть благочестивый обычай – утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу – помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище.

Места, где купаются, в основном, известны – рубят проруби на озерах в городе, на Гребном канале. Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно – состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением – слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно придти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной – окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.

– А Волга будет освящаться?

– Волга, главная водная улица России, обязательно будет освящаться. В самом начале реки стоит часовня, там освящался ее корень. У нас на Гребном канале устраивается прорубь, и в других городах будет водоосвящение. Наша река святая, и относиться к ней надо должным образом.

– Можно ли считать, что раз Волга освящается, то и в водопроводных кранах течет какое-то время священная вода?

– Как солнце светит добрым и злым, и дождь падает на всех, так и святая вода – она отовсюду проистекает, но если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом - насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.

    Интервью взяла Елена Колпакова