О нас
Российская Сеть Рек
Координационный центр
Участники
Стратегия
Новости
Деятельность
Акции и кампании
Конференции/семинары
Проекты
Экорейтинг
Полезная информация
Публикации
Интересные разработки
Водное законодат-во
Ссылки
Фотогалерея
Портреты рек
Вливайся!

 

Другие статьи в этом разделе:

И.П.Глазырина,
доктор экономических наук,
зав. лабораторией эколого-экономических исследований ИПРЭК СО РАН,
зав. кафедрой ЧитГУ

Куда потечет Аргунь?

Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии
Крещенская вода

Сюй Линцзы
Вода уже стала самым важным ограничительным элементом продолжительного развития человека в Китае

Беседа с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Рустэмом Хамитовым
НАСТОЯЩУЮ ОЦЕНКУ ЗАКОНУ ДАЕТ ПРАКТИКА…

Пятый форум «Плотины и Развитие» в Найроби (Кения)

Участвовала Елена Колпакова

Координационный центр Российской Сети Рек в лице координатора принял участие в Пятом форуме «Плотины и Развитие», который состоялся в Найроби (Кения) 23,24 ноября.

Проект «Плотины и развитие» - часть программы UNEP. Проект начат в соответствии с решением Всемирной Комиссии по Плотинам в ноябре 2001 г. Он призван содействовать глобальному и национальному диалогу о плотинах в рамках стратегических направлений и критериев, предложенных ВКП.

Москва – Дубаи - Найроби

Пять часов полета из Москвы в Дубаи самолетом авиакомпании Emirates (Объединенные Арабские Эмираты) пролетели очень комфортно и незаметно. Следующие одиннадцать часов ожидания в международном аэропорту Дубаи, а они пришлись на ночное время было очень длинными, но зато позволили узнать солидный и знаменитый аэропорт практически досконально. Аэропорт относится к десяти лучшим аэропортам мира, обслуживает 107 авиалиний по более чем 160 направлениям. Уровень сервиса превосходный.

Два часа в магазинах беспошлинной торговли "Дьюти фри", минут сорок в кафе с вьетнамскими женщинами (кофе, кстати, превосходный, а женщины очень доброжелательные). Обход всего аэропорта - еще час. Два этажа аэропорта очень чистые, многие пассажиры готовились к ночевке - укладывались спать на полу под стульями на ковровых дорожках. Несмотря на ночное время люди в аэропорту, в основном, арабы, африканцы, представители восточных стран из Непала, Индии, Пакистана, европейцев было значительно меньше, выглядели непривычно спокойными и улыбающимися (по сравнению с Россией). Белые одежды арабов перемешивались с черными одеяниями мусульман и шортами и джинсами европейцев.

В зале вылета нашлось спальное место в четыре сиденья для меня, вокруг дремали люди, неподалеку расположилась мусульманская семья с детьми. Заснуть не удавалось, а мальчишка лет шести с огромными черными глазами от нечего делать крутился близко. Пригласила его жестами сфотографироваться. Он с большим удовольствием снимался на мою фотокамеру десятки раз, а потом смотрел на свое изображение, потом позвал и старшую сестру. Ее мы тоже снимали. У Абдуллы и Зейны есть еще годовалая сестренка и самая старшая. Спать не хотелось ни им, ни мне. Объясняться было сложно, они знали по-английски лишь несколько слов. Тогда я перешла на изготовление бумажных самолетов и кораблей, что привело детей в восторг (они не умели все это складывать из бумаги). Абдулла с сестрой носились по всему аэропорту и запускали самолетики, они иногда попадали в головы пассажиров, но никто не сердился. Арабские дети

Не выдержала и подошла ко мне мама в чадре и знаками попросила не фотографировать ее, но показать снимки детей. Появившийся отец как мощный магнит притянул на время семью вокруг себя. Потом дети вернулись и сообщили мне по-английски, что я из Греции. Мое возражение, что я из России не было принято, и я так и осталась для них гречанкой.

Часа через полтора пассажиры аэропорта стали с интересом наблюдать за нами, пытаясь понять издалека, мои это дети или нет.

В конце концов я все-таки заснула на своем сиденье, а проснулась от того, что дети гладили меня по голове. Они так обрадовались, что я проснулась, что стали делиться обмусоленными сладостями, подкладывая их мне в сумку.

Еще пофотографировались, еще поиграли. Мать семейства время от времени поручала мне присмотреть за вещами и самым маленьким ребенком. Подошло время отлета, я с некоторым облегчением двинулась к своему гейту, а дети бежали со мной рядом, потом позади, потом остановились и махали руками - провожали. В накопителе перед вылетом в Найроби непривычно оказалась одна среди темнокожих африканцев. Уже в самолете появились несколько арабов. Еще один пятичасовой перелет. Наверное, что-то у меня было на лице написано, потому что сидевшая позади симпатичная молодая африканка все время хотела мне чем-нибудь помочь, в том числе проверила, правильно ли я заполнила миграционную карточку. Я не возражала из-за усталости.

Мягкое приземление в аэропорту Найроби, виза за 50 долларов, и африканская земля. На выходе обнаружились еще участники Форума из Южной Африки, Пакистана, Филиппин. Первое, что я сделала в номере отеля «Сафари-клаб», упала на кровать прямо в одежде до самого утра.

Найроби - столица Кении, бывший административный центр английской колонии. Расположена на плато высотой 1,7 тыс. м. Климат экваториальный, муссонный. Около 550 тыс. жителей, Электроэнергию Найроби, кстати, получает от ГЭС Оуэн-Фолс (Уганда).

День Первый

В восемь утра два автобуса с участниками Форума отправились в резиденцию ЮНЕП. Сильный ливень с грозой не утихал. В Африке конец ноября самое холодное время года: днем примерно 20-21, ночью может быть от 13 до 16. Территория ЮНЕП сильно охраняется, но нас из-за дождя пропустили прямо в автобусах, проверив соответствие бейджа и паспорта с фотографией. У охранника даже фуражка была аккуратно упакована в полиэтилен. Резиденция ЮНЕП

Патрик Мак Кули Первое заседание началось по расписанию. В зале первым кругом сидели представители Руководящего комитета проекта, вторым - члены Форума, третьим - международные наблюдатели. Я почему-то оказалась в центре бразильской делегации, знакомой мне по конференции в Бразилии, в Куритибе, а по соседству находился старый знакомый Патрик Мак Кулли из США, Международная Сеть Рек, по рекомендации которого Координационный центр и оказался в составе Форума по плотинам.

Секретариат представил рабочий вариант Резюме: цель, структура и само содержание. Резюме предназначено для использования при принятии решений менеджерами и практиками. Это рекомендации относительно того, как учитывать и решать экологические и социальные проблемы при принятии решений по строительству и управлению плотинами.

В зале Гигири (офис ЮНЕП) собрались представители многих заинтересованных сторон: межправительственные организации, правительственные органы, частные компании, научно-исследовательские институты, международные ассоциации, профессиональные ассоциации, администрации речных бассейнов, многосторонние организации, коммунальные предприятия, неправительственные организации, представители групп населения, затронутого строительством плотин, экспортно-кредитные агентства из 30 стран. Первый день работы Форума

Обсуждаемые вопросы дня: увеличение приоритетов экологических и социальных проблем при планировании и управлении плотинами, вовлечение в принятие решений многих заинтересованных сторон, национальная политика, регулирующие и законодательные структуры, гарантии для многосторонних, двусторонних и частных финансирующих структур, корпоративная социальная ответственность.

Участники Форума обсуждали спокойно и оживленно, вносили свои коррективы. В обсуждении вначале лидировали делегации африканских стран (мир признал Африку), бархатные голоса африканцев приводили неоспоримые доводы в пользу участия общественности и необходимости доступности Резюме всем слоям населения. В обсуждение вступили динамичные и эмоциональные бразильцы, которые беспокоились о соблюдении демократических процедур в своей стране при строительстве плотин, звучала усталость в отношении плотины Итайпу, проблемами которой они занимаются ужу много лет (напоминает историю с Чебоксарским водохранилищем). Представители европейской делегации уступили первенство в обсуждении общественным организациям и представителям пострадавшего населения.

Координатор процесса и проекта «Плотины и Развитие» Альберто Калгано вел дискуссию и заседания с особым уважением к собравшимся, в то же время соблюдался компромисс между регламентом и возможностью высказаться всем желающим. Перед каждым участником форума стояла именная табличка и микрофон, у наблюдателей таблички повествовали, что они наблюдатели, и также именной микрофон.

В перерыв ко мне подошла Коруна из Непала, обрадовавшая свободной русской речью и желанием общаться. Оказалось, что на форму есть еще русскоязычные: кениец, вьетнамец, представители Грузии и Казахстана.

С представителем Грузии из Министерства охраны окружающей среды мы обменялись ироническими улыбками, не зная, как нам определиться друг к другу в связи с конфликтом между нашими странами. Обмен репликами неизбежно произошел, но потом разговор перешел в область рассуждений о жизни НПО в Грузии.

День второй

В это день все работали в группах человек по 20, что дало возможность еще более детально и беспристрастно обсудить и откомментировать Резюме, чтобы обкатать его со всех сторон и максимально учесть замечания.

Проект Резюме направлен на продвижение приоритетного рассмотрения экологических и социальных проблем при планировании и управлении плотинами. Хотите строить плотины, будьте добры, стройте их хорошо - учтите ущерб окружающей среде и населению. Не можете учесть, лучше не строить.

Общие выводы участников таковы:

  • в целом документ очень хороший, можно принять за основу;
  • необходимо перевести на разные языки, основная проблема в обсуждении – язык;
  • как продолжить диалог о плотинах, как конкретно его продолжить, кто конкретно стоит за каждым стейкхолдером;
  • больше привлечь промышленность;
  • стимулировать людей к участию в процессе принятия решений;
  • остановиться писать и начать конкретные дела;
  • продолжить национальные диалоги при поддержке ЮНЕП.

Между тем до меня донесли, что всех интересует, что же происходит в России. В своем коротком выступлении я представила Российскую Сеть Рек и рассказала о ситуации, сложившейся вокруг подъема уровня Чебоксарского водохранилища. Несмотря на усталость, люди слушали внимательно, и впоследствии подходили люди из разных стран – жали руку, знакомились.

Через два дня Форум «Плотины и Развитие» закончился, будет дорабатываться Резюме. Координационный центр постарается найти возможность перевода и распространения всем желающим.

Общий смысл обсуждения – должны ли быть плотины, строить или нет, как строить «хорошие» плотины, в том случае, если они являются наилучшим выбором решения проблемы.

Вечерний Найроби Резюме – это рекомендации – как оценить различные варианты, построить согласие, преодолеть конфликты вокруг плотин, каковы должны основные ценности и стратегические приоритеты, чтобы улучшить принятие решений в отношении строительства плотин.

Проект «Плотины и развитие»

Миссия проекта - продвинуть улучшенное принятие решений относительно планирования и управления плотинами и их альтернативами.

Проект создан, чтобы разрядить напряженные отношения и конфликты относительно плотин, воды и энергии, изменения климата и устойчивого развития, инициировать глобальные, региональные и национальные диалоги на эти темы.

Основная деятельность в проекте - разработка практических рекомендательных инструментов. Для этого в дополнение к основным ценностям и стратегическим приоритетам, разработанным ВКП, привлекаются все подходящие справочные материалы и рекомендации.

Первая стадия проекта: 2001 – 2004
Первая стадия проекта продолжалась до июля 2004, и была, главным образом, посвящена продвижению диалога на национальном, региональном и глобальном уровнях на основе основных ценностей и стратегических приоритетов ВКП-материалов ВКП-рекомендации должны были быть распространены в странах, инициируя обсуждения на местном уровне.

Основные достижения Создана база данных на основе опытов и случаев "хорошей практики" и "изученных уроков", касающихся плотин и их альтернатив. В настоящее время можно обратиться к веб-сайту, где описаны 48 примеров. Продвижение диалога произошло в Аргентине, Индонезии, Кении, Лесото, Малави, Намибии, Непале, Южной Африке, Шри-Ланке, Таиланде, Уганде, Вьетнаме и Замбии.

Вторая стадия: 2005-2006
Нацелена на дальнейшее продвижение диалога и создание рекомендательных практических инструментов по улучшению методов управления водой и энергией. Решение UNEP о проведении второй стадии проекта базировалось на положительной внешней оценки стадии 1, законченной в феврале 2004. Стадия 2 началась в феврале 2005. Она будет:
- усиливать взаимодействие в сети среди участников дискуссии о плотинах;
- распространять информацию относительно действий, процессов и результатов национальных, региональных и глобальных диалогов о плотинах и развитии.

Рабочая структура проекта «Плотины и Развитие»
ЮНЕП

Деятельность по проекту проходит в рамках межправительственной структуры - Программы Окружающей среды Организации Объединенных Наций (UNEP). Ее задача - поддерживать те страны и регионы, которые запрашивают помощь в анализе рекомендаций и соответствующих действий. UNEP ответственна за общее управление проектом.

Финансируют проект множество правительств и организаций через UNEP.

Секретариат
Секретариат продвигает рабочую программу и управляет выполнением проекта.

Форум ППР
Форум включает приблизительно 120 организаций, представляющих широкий диапазон тринадцати категорий стейкхолдеров. Члены Форума помогают в выполнении действий. Это многосторонний консультативный механизм, который обеспечивает руководство проектом, по продвижению конструктивного глобального диалога по проблемам плотин.

К членству в Форуме приглашает Руководящий Комитет, поддерживающий разумный баланс между заинтересованными сторонами. Встреча участников Форума проводится один раз в год. Форум собирается ежегодно, всего прошло пять встреч с начала проекта.

Руководящий комитет состоит из шестнадцати членов, включая UNEP (не голосующий участник), представляющих различные группы стейкхолдеров, таких как государство, гражданское общество и частный сектор. Руководящий комитет обеспечивает консультации UNEP по независимым вопросам относительно реализации проекта.

Правительственная консультативная группа
Состоит из представителей 19 правительств развитых и развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Эта группа советует UNEP в более широком контексте мер, чтобы гарантировать что строительство плотин, обязательных для экономического и социального развития сделано наиболее социально, экологически и экономически жизнеспособным путем.

КООРДИНАТОР проекта Альберто Калгано.

Программа ООН
по окружающей среде (ЮНЕП)

Программа ООН по окружающей среде создана в 1972 г. после Стокгольмской конференции, посвященной проблемам окружающей среды. Это основной орган ООН, который призван обеспечить руководство и содействовать сотрудничеству в интересах окружающей среды путем стимулирования деятельности, информирования и оказания помощи народам для улучшения качества их жизни, без ущерба для будущих поколений. ЮНЕП определяет политику по вопросам среды и координирует деятельность всех организаций внутри самой ООН и за ее пределами и отвечает за экологический компонент устойчивого развития. Для того, чтобы доводить до правительств различных стран важнейшие проблемы окружающей среды, ЮНЕП работает в тесном сотрудничестве с правительствами, международными научными и профессиональными кругами, неправительственными организациями, гражданским обществом. Штаб-квартира ЮНЕП расположена в Найроби.

ЮНЕП имеет региональные представительства: для Африки (Найроби), для Азии и Тихого океана (Бангкок), для Западной Азии (Манама, Бахрейн), для Латинской Америки и Карибского бассейна (Мехико), для Северной Америки (Нью-Йорк). Региональное бюро ЮНЕП для Европы находится в Женеве. Существует Московское отделение регионального бюро ЮНЕП для Европы. ЮНЕП возглавляется директором в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. В настоящее время им является Асим Штайнер из Германии. Он также возглавляет отделение ООН в Найроби.

Деятельность ЮНЕП охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием. В настоящее время рабочие программы ЮНЕП сосредоточены на следующих основных направлениях:

  • Информация, оценка и изучение состояния окружающей среды, включая потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации, а также усиление функций раннего оповещения и оценки.
  • Улучшение координации деятельности конвенций по вопросам окружающей среды и разработка документов по экологической политике.
  • Пресноводные ресурсы.
  • Передача технологий и промышленность.
  • Оказание поддержки Африке.

Всемирная Комиссия по Плотинам (ВКП)

Всемирная Комиссия по Плотинам создавалась в мае 1998 в ответ на увеличивающиеся конфликты в разных частях мира из-за строительства больших плотин.

ВКП была учреждена Мировым Банком и IUCN с поручением рассмотреть вопросы эффективности больших плотин и оценить альтернативы получению энергии из водных ресурсов. А также рассмотреть приемлемые международные критерии, руководящие принципы и стандарты для планирования, проектирования, оценки, строительства, контроля и демонтажа плотин.

Комиссия выполнила глубокий и независимый анализ информации о воздействии больших плотин на жизнь людей и развитие общества, а также подготовила обзор альтернативных вариантов развития.

Комиссия была независимой, каждый ее член работал индивидуально и не представлял какое-либо учреждение или страну. Важными компонентами работы ВКП были консультации с общественностью и открытость. В ходе работы проводились консультации с Форумом ВКП, в который входили 68 членов, представляющих различные интересы, мнения и организации.

По рекомендации Международной Сети Рек представители «Поможем реке» вошли в состав Форума ВКП.

Итогом работы ВКП стал отчет «Плотины и Развитие: Новая методическая основа для принятия решений».
В нём представлены семь стратегических направлений для развития водных и энергетических ресурсов, критерии и руководства для положительной практики, подход на основе «прав и рисков». В целом по рекомендации ВКП при принятии решений необходимо обеспечить:
- комплексный подход, охватывающий социальные, природные и экономические параметры развития;
- высокий уровень гласности и предсказуемости для всех участников процесса;
- большую уверенность в способности наций и общественных групп обеспечить свои потребности в воде и энергии.

ВКП расформировалась в 2001 г. как и было запланировано. Продолжением ее работы стал проект «Плотины и Развитие». Он направлен на исследование различных вариантов устойчивого развития и управления водными и энергетическими ресурсами, основанных на общественном участии и открытости в процессах принятия решения.